Новости регионального отделения
2022-03-25 13:32

Новые возможности для томского машиностроения

Импортозамещение как фактор роста отечественного производства в 2022 году снова актуально, как из-за геополитической напряженности, так и из-за пандемии, разрушившей налаженные логистические связи и цепочки поставок. Председатель Томского регионального отделения «Союза машиностроителей России» отмечает следующее.

Евгений Монастырев: «Сегодня у томских предприятий появилась возможность занять высвободившиеся производственные ниши. Томская область всегда выгодно отличалась тесным взаимодействием производства с научно-образовательным комплексом региона, и в условиях западных санкций, это взаимодействие будет только нарастать».

  Так, ученые химического факультета Томского государственного университета (член «Союза машиностроителей России») разработали первый в России конвертер озона, который будут устанавливать в отечественный самолет МС-21.

      По словам и.о. декана химического факультета ТГУ Алексея Князева, на высоте 11 тыс. м самолет попадает в область, где концентрация озона достаточно велика, и попадание забортного воздуха в кабину без очистки недопустимо.

"Согласно международным правилам, в салонах всех самолетов устанавливаются конвертеры озона: в малых самолетах - по два, в больших - от четырех до шести. Такие конвертеры в мире изготавливают только в США и Германии. Чтобы минимизировать зависимость от импорта, руководство страны поставило задачу создания собственных разработок в этой области. Ученые ТГУ с ней успешно справились", - отмечает Алексей Князев.

Производство конвертеров уже началось на площадке Инжинирингового химико-технологического центра (ИХТЦ) ТГУ - инновационной компании, созданной при участии ТГУ. Отмечается, что изначально планировалось изготовить конвертеры для 10-20 самолетов, но затем, с учетом сложившейся ситуации, их число может достигнуть 100. Вместе с тем химики ТГУ готовы обеспечить корпорацию "Иркут" (разработчик МС-21) необходимым количеством изделий.

МС-21 - среднемагистральный пассажирский самолет, создаваемый предприятиями "Ростеха". Начало серийных поставок самолета неоднократно переносилось. В ОАК объяснили перенос сроков американскими санкциями в отношении компании "Аэрокомпозит" (входит в ОАК), из-за которых в 2019 году поставки композитов для крыла МС-21 попали под запрет. Также повлияли "новые правила на получение экспортных лицензий для зарубежных партнеров программы", заявляли в корпорации.

16 марта 2022 году вице-премьер Юрий Борисов сообщил, что три машины МС-21 планируется поставить авиакомпании "Россия" уже в 2022 году.