Принцип проведения «Недели без турникетов»: предприятия на неделю открывают свои двери для экскурсий школьников и студентов. Это возможность для ребят и их родителей «изнутри» увидеть работу предприятий, на которых они могут в будущем работать, познакомиться с трудовыми коллективами и их традициями.
«Неделя без турникетов» проводится Союзом машиностроителей России с 2015 года дважды в год: в каждую третью неделю апреля и октября. Профориентационная акция направлена на повышение у молодежи интереса к инженерно-техническим специальностям, формирование системы ранней профессиональной ориентации, увеличение кадрового потенциала машиностроительной отрасли. Ведущие государственные корпорации и машиностроительные холдинги принимают активное участие в ее организации и проведении.
В 2019 году Союз машиностроителей России ввел новую методику проведения акции и применяет новый инструмент — онлайн отображение мероприятий акции на сайте "Инженеры будущего" через индивидуальные кабинеты предприятий, участвующих в акции. Это дало возможность сделать график мероприятий акции наглядным и понятным для учебных заведений и облегчить координацию при подготовке и проведении мероприятий акции для самих предприятий.